Изобретения
Чтобы лучше подготовиться к стихийным бедствиям, Чжан Хэн в 132 году н.э. изобрел сейсмометр, который обеспечивал мгновенное оповещение властей в столице Лояне о том, что землетрясение произошло в месте, указанном определенным кардинальным или порядковым направлением. Хотя никаких подземных толчков в столице не ощущалось, когда Чжан сообщил суду, что землетрясение только что произошло на северо-западе, вскоре после этого пришло сообщение о том, что землетрясение действительно произошло в 400-500 км (250-310 миль) к северо-западу от Лояна (на территории современного Ганьсу). Чжан назвал свое устройство ‘прибором для измерения сезонных ветров и движений Земли’ (Houfeng didong yi ?? ?? ????), названный так потому, что он и другие считали, что землетрясения, скорее всего, вызваны огромным сжатием захваченного воздуха. наука

На протяжении веков в ранние китайские дисциплины, изобретения и практики было внесено много заметных вкладов. Одним из лучших примеров может служить средневековый китаец эпохи Сун Шен Куо (1031-1095), эрудит и государственный деятель, который первым описал компас с магнитной стрелкой, используемый для навигации, открыл концепцию истинного севера, усовершенствовал конструкцию астрономического гномона, армиллярной сферы, смотровой трубы и клепсидры, а также описал использование сухих доков для ремонта лодок. После наблюдения за естественным процессом затопления илом и находки морских окаменелостей в горах Тайхан (в сотнях миль от Тихого океана) Шен Куо разработал теорию формирования суши, или геоморфологию. Он также принял теорию постепенного изменения климата в регионах с течением времени, после наблюдения за окаменевшим бамбуком, найденным под землей в Яньане, провинция Шэньси. Если бы не труды Шэнь Куо, архитектурные работы Ю Хао были бы малоизвестны, как и изобретатель печатного станка с подвижным шрифтом Би Шэн (990-1051). Современник Шэня Су Сун (1020-1101) также был блестящим эрудитом, астрономом, который создал небесный атлас звездных карт, написал трактат, связанный с ботаникой, зоологией, минералогией и металлургией, и в 1088 году возвел большую астрономическую башню с часами в городе Кайфэн. Для управления венчающей армиллярную сферу часовой башней он использовал спусковой механизм и старейшее в мире известное применение цепного привода с бесконечной передачей мощности.

Миссии иезуитов в Китае 16-го и 17-го веков “научились ценить научные достижения этой древней культуры и сделали их известными в Европе. Благодаря их переписке европейские ученые впервые узнали о китайской науке и культуре.” Западная академическая мысль об истории китайской технологии и науки была активизирована работой Джозефа Нидхэма и Исследовательского института Нидхэма. Согласно британскому ученому Нидхэму, среди технологических достижений Китая были ранние сейсмологические детекторы (Чжан Хэн во II веке), небесный глобус с водяным двигателем (Чжан Хэн), спички, независимое изобретение десятичной системы, сухие доки, скользящие суппорты, поршневой насос двойного действия, чугун, доменная печь, железный плуг, многотрубная сеялка, тачка, подвесной мост, веяльная машина, вращающийся вентилятор, парашют, природный газ в качестве топлива, рельефная карта, пропеллер, арбалет и ракета на твердом топливе, многоступенчатая ракета, лошадиный хомут, а также вклад в логику, астрономию, медицину и другие области.

Однако культурные факторы помешали этим китайским достижениям развиться в “современную науку”. Согласно Нидхэму, возможно, именно религиозно-философские рамки китайских интеллектуалов сделали их неспособными принять идеи законов природы:

Дело было не в том, что для китайцев в природе не существовало порядка, а скорее в том, что это не был порядок, установленный разумным личностным существом, и, следовательно, не было уверенности в том, что разумные личностные существа смогут изложить на своих меньших земных языках божественный свод законов, который он установил ранее. Даосы, действительно, презрели бы такую идею как слишком наивную для тонкости и сложности Вселенной, какой они ее интуитивно представляли.