Существует множество определений, каждое из которых подчеркивает отдельный аспект креативности-

1. Подход к результатам творческих усилий:

Креативность описывается как “открытие чего-то нового, но также полезного, или актуального, или экономичного, или элегантного, или ценного”.

2. Подход с использованием новой гипотезы:

Это объясняет серьезность творческого акта. “Продукт или результат творческих усилий должен быть одновременно значительным и разительно отличаться от проторенной дорожки”.

Однако Дон Маккиннон заявил, что простая новизна продукта не оправдывает его названия креативным. поделки

Существуют определенные условия для того, чтобы продукт считался креативным:

(i) Продукт должен быть адаптирован к реальности.

(ii) Она должна служить решению проблемы, соответствовать потребностям данной ситуации и достигать некоторой узнаваемой цели.

(iii) Творческий продукт должен быть произведен, разработан, оценен, передан и т.д.

(iv) Продукт эстетически привлекателен.

(v) Это существенно меняет наш взгляд на мир.

3. Подход к творческому процессу:

Согласно этому подходу, “креативность - это дивергентное мышление, поиск взаимосвязи между ранее не связанными концепциями или системами отсчета для изучения неизвестного”. Однако вполне возможно, что результат этих усилий может быть творческим, а может и не быть творческим, но усилие указывает на важные особенности творческого процесса, например, широкий поиск или исследование, всплески воображения, инкубация, развитие свежего понимания и т.д.

Как правило, рутинный характер работы отрицательно влияет на творческие способности человека и, следовательно, ограничивает возможности творчества. По этой причине наука и искусство, как правило, являются более творческими занятиями, чем производственная деятельность или программы профессиональной подготовки.

4. Подход состояний существа:

В соответствии с этим подходом “креативность отождествляется с открытостью в выражении чувств, восприимчивостью к идеям, заботой о других, желанием расти как личность и реализовать свой потенциал и т.д.”. В этом контексте возможно сравнить творческих и нетворческих людей одной профессии.

Существуют определенные дополнительные черты личности и способности, которые отличают творческого человека от нетворческих личностей, например, большая любовь к сложности творческого процесса.? Их более причудливая жизнь в фантазиях, но одновременно высокая степень контакта с реальностью, их большая зависимость от суждений.

Способность выдвигать множество разнообразных и необычных идей или решений также, по-видимому, отличает творческих людей от нетворческих, равно как и их способность замечать аномалии, проблемы, парадоксы и т.д.

Таким образом, приведенные выше различные подходы, касающиеся креативности, указывают на то, что на них влияют различные ограничения. Если мы оцениваем креативность только с точки зрения новизны, полезности или элегантности продукта, мы обнаружим, что этот креативный продукт, возможно, был обнаружен или произведен либо случайно, либо в результате нетворческого процесса.

В наши дни инновации высоко институционализированы. Большинство исследователей основаны на индивидуальной / конкретной проблемной области, и научные методы применяются или тестируются в этой конкретной проблемной области. Точно так же dreamer был бы чемпионом в креативности, если бы мы судили о креативности по творческому процессу, а не по творческому продукту.

Сновидца больше волнует степень воображения и дивергентного мышления, комбинационная игра, соотнесение отдаленных идей, и эти факторы позволяют сновидцу вовсю заниматься творческим процессом во время сновидения.

Если креативность оценивать с точки зрения характеристик творческой личности, таких как отсутствие ограничений, восприимчивость, любопытство, поток идей и т.д., то ребенок, который окажется в лучшем положении, - это ведущие ученые, художники, мыслители и поэты.

Итак, мы можем сказать, что креативность связана с использованием скорее игрового, чем механического процесса решения проблем человеком открытым, любопытным и с богатым воображением, чем человеком заторможенным и традиционным, для поиска нового (и все же полезного) решения или замысла, а не просто с усилием воли.

Конвергентное мышление помогает в этом процессе расходящегося мышления, когда мыслитель должен сделать некоторые важные выборы, такие как установление оригинальной линии исследования или мышления.